dondanillo (dondanillo) wrote,
dondanillo
dondanillo

Categories:

Неизвестные фото со съемок фильма Евгения Евтушенко "Похороны Сталина"


заставка


Светлой памяти Евгения Александровича Евтушенко


Началось всё вот с этого объявления на четвёртой полосе газеты "Вечерняя Москва" от 21 февраля 1990 года:

Вечёрка.jpg

(Большая моя благодарность главному библиотекарю Отдела газет РГБ Елене Чибисовой и Александру Орлову, которые помогли разыскать эту газетную страничку спустя годы)

Бабушка выписывала "Вечерку". Мы с моим младшим братом прочитали это объявление и захотели сняться в массовке фильма самого Евтушенко. Мне было 15, брату 13 лет. За нашими хилыми плечами уже был "кинематографический опыт" - в 1985 мы снимались, опять же в массовке, короткометражки Виктора Бутурлина "Экскурсант".

Следуя указаниям из объявления, мы полезли на антресоли, залезли и "в диван", где хранились дедовы вещи. Старых одежд хватило на двоих. Вечером пятницы, накануне съёмок я утюжил дедовскую гимнастёрку, подшивал подворотничок и наводил блеск на сапоги. Всё это я умел делать, и гордился тем, что умею.

Бабушка, узнав о том, куда мы собрались воспротивилась - "Нечего вам там делать, артисты... Затопчут или покалечат!". Но какая бабушка когда-нибудь могла удержать двух авантюрных подростков?...

24 февраля в половину десятого утра мы были уже на Трубной площади. Я сразу начал фотографировать. Времена были позднеэсэсэровские, свободные, никто не запрещал съемку и я щёлкал своей "Сменой-19" сколько хотел (точнее, сколько позволяла плёнка). Плёнка, кстати сказать, у меня в тот день отчего-то была лишь 125 единиц ГОСТ - повышенной светочувствительности, что и сказалось потом на качестве негативов, они были чересчур плотными и с выраженной зернистостью.

Прошло много лет. Двадцать семь, если быть точным. Я побывал в различном качестве на десятках съемочных площадок, но тот довольно тёплый день в феврале всё равно помню отчётливо. Сам фильм "Похороны Сталина" я считаю плохим кино. И мировоззренчески - это перестроечная поделка с большой долей неправды и лубочной атисоветчины. И с точки зрения ремесла - фильм рыхлый, драматургически неубедительный, очень неровно снятый.

Но в моей личной истории это всё не особо важно. Евтушенко я всё равно любил и люблю, и благодарен Евгению Александровичу за то, что на один день он дал мне возможность ощутить себя во времени детства моих родителей. Я был не в его фильме, а внутри моего собственного. Машина времени в ту февральскую субботу 1990 года сработала просто отлично. А Трубной площади, какой я запечатлел её на этих фотокарточках уже давно нет.

Надо сказать, что сцена давки на Трубной - возможно, лучшее, что есть в этом кино. Народные массы, милиция, старые автомашины, сама погода - всё это работает на воссоздание образа эпохи гораздо лучше, чем неточная игра актёров в диалоговых сценах. А здесь всё на грани документальности. Интересно, что и в реальной жизни Евтушенко (судя по его воспоминаниям) был свидетелем этого столпотворения на Трубной, пережил и запомнил его, и в фильме - практически не соврал. Остальные же, так сказать, художественно-публицистические сцены - придуманы, сочинены в угоду взглядам взрослого-дяди автора и выглядят фальшивыми.

К концу дня мы замёрзли. Буфета для массовки, естественно, не было, чаем никто не поил. Засобирались было домой, но тут услышали, что какие-то люди получают прямо здесь и сейчас за съемки деньги. Захотели тоже огонорариться, но непонятно было к кому подходить. Говорухин выглядел неприступным, однако я осмелился. Станислав Сергеевич ухмыльнулся моей наглости и посоветовал потребовать гонорар у самого Евтушенко. Как ни странно, Евгений Александрович отнёсся к нам благосклонно. Пробурчал что-то одобрительное по поводу того, как хорошо подобрали костюмы и, подозвав кого-то из административной группы, выписал нам гонорар - по три рубля на брата.

Года три назад я собирался снимать Евтушенко в одном своём документальном фильме. Не получилось - он в это время был в Америке, потом болел. Думая встретится с ним, я отсканировал фотографии с "Похорон Сталина", хотел ему подарить. Теперь уже не подарю. Делюсь ими со всеми.


Коробочка от фотоплёнки сохранилась:

Пленка.jpg

stalin_001_web1.jpg

1. Первый кадр на плёнке - автор большинства снимков на фоне мощных трёхосных грузовиков ЗиЛ-157, "играющих" более раннюю и внешне похожую модель ЗИС-151.

stalin_002_web1.jpg 2.

stalin_003_web1.jpg

3.

stalin_004_web1.jpg
4.

stalin_005_web1.jpg

 5. Вот и автор всей кинокутерьмы, Евгений Александрович Евтушенко, входит в кадр.


stalin_006_web1.jpg
6. На Евтушенко - ватник - чёрный, кондовый, но с кокетливо вышитой на кармане надписью "Женя".

stalin_007_web1.jpg

7. Я не знаю имён людей из киногруппы, стоящих рядом с Евтушенко на этом и последующих снимках. Если кто-то узнает их - подскажите.

stalin_008_web1.jpg
8.

stalin_009_web1.jpg
9.

stalin_011_web1.jpg
10. Брат Пётр сфотографирован на фоне радиофургона на базе ЗИС-5

stalin_012_web1.jpg
11. Он же с рабочими-постановщиками.

stalin_013_web1.jpg

12. Массовка выстроилась в ожидании указаний второго режиссера. В поздних интервью Евгений Александрович рассказывал, что собрал двухсоттысячную массовку. Это сильное, на несколько порядков, поэтическое преувеличение. На Трубной в тот день было не более полутора-двух тысяч человек.

stalin_014_web1.jpg

13. Евгений Евтушенко в окружении фото и теле репортёров

stalin_015_web1.jpg
14.

stalin_016_web1.jpg

15.

stalin_017_web1.jpg
16.

stalin_018_web1.jpg
17.

stalin_019_web1.jpg

18. Его имени нет в титрах фильма - но мои фотографии свидетельство, массовку в этот съемочный день разводил (фактически выполняя функции второго режиссёра) Алексей Кириллович Симонов, журналист, режиссёр, писатель.

stalin_020_web1.jpg

19. Алексей Симонов командует.

stalin_021_web1.jpg
20.

stalin_022_web1.jpg

21. Станислав Сергеевич Говорухин. Его имени в титрах вы тоже не отыщите. Однако он присутствовал на площадке и помогал не слишком опытному режиссёру Евтушенко.

stalin_023_web1.jpg
22.

stalin_024_web1.jpg
23. Я не удержался и попросил брата сфотографировать меня с режиссёром любимых с детства кинокартин. Фото получилось стильное.

stalin_025_web1.jpg

24.

stalin_026_web1.jpg
25. В ответ я снял Петра с Евгением Евтушенко.

stalin_027_web1.jpg
26.

stalin_028_web1.jpg

27.

stalin_029_web1.jpg

28. Как видим, ни о каких сотнях тысяч массови не может быть речи.

stalin_030_web1.jpg

29.

stalin_032_web1.jpg
30.

stalin_033_web1.jpg
31.

stalin_034_web1.jpg
32.

stalin_035_web1.jpg
33.

stalin_036_web1.jpg

34.

stalin_037_web1.jpg

35.

stalin_038_web1.jpg
36. Снова я. Пассажир машины времени. Это последний кадр первой из полутора отснятых в тот день плёнок.

stalin_2_001_web1.jpg
37. Первый кадр второй плёнки. Половина засвечена - это язычок, входивший в приёмную катушку фотоаппарата.


stalin_2_002_web1.jpg
38. "Из-за леса выезжает конная милиция..."

stalin_2_003_web1.jpg
39.

stalin_2_004_web1.jpg
40.

stalin_2_005_web1.jpg
41. Видно, что кобуры у милиционеров - пустые.

stalin_2_006_web1.jpg
42. Снова фотографирую младшего брата.

stalin_2_007_web1.jpg
43. А брат - меня.

stalin_2_008_web1.jpg
44.

stalin_2_009_web1.jpg
45.

stalin_2_010_web1.jpg
46.

stalin_2_011_web1.jpg
47. Актёр Дмитрий Джаияни в роли майора Джумбера Сергеевича, поставленного руководить порядком на Трубной. Ныне Дмитрий Джаияни занимает пост Министра образования и культуры Автономной республики Абхазия (существующая лишь де-юре административная единица Грузии, территория которой де-факто контролируется Республикой Абхазия).

stalin_2_012_web1.jpg
48.

stalin_2_013_web1.jpg
49. "Атаманша" - актриса Елена Евтушенко, сводная сестра Евгения Евтушенко.

stalin_2_014_web1.jpg
50.

stalin_2_015_web1.jpg
51. Сцена давки. Рядом с левым плечом милиционера, в толпе можно разглядеть Евгения Евтушенко. Ниже - увеличенный фрагмент этого кадра.

stalin_2_015_web_fragment.jpg

stalin_2_016_web1.jpg
52. Дмитрий Джаияни в роли майора Джумбера Сергеевича.

stalin_2_017_web1.jpg
53.

stalin_2_018_web1.jpg
54.

stalin_2_019_web1.jpg
55.

Tags: кино, фото
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author